Что такое CRM и какие задачи она решает?
Любая базовая CRM-система позволяет хранить данные клиентов. Вся информация собрана и структурирована в одной карточке. Это значит, что при повторном обращении клиента у менеджера перед глазами сразу будет вся его история: созвоны, заявки, сделки, покупки. Карточка фиксирует все виды взаимодействия клиента с компанией: в чате на сайте, по телефону, в соцсетях, через email и т.д. И все обращения клиента объединены в одну историю.
Так CRM позволяет экономить время менеджеров: им не нужно вручную заполнять историю клиентов в таблицах, весь процесс автоматизирован. Эта экономия позволяет уделять больше времени клиентам и увеличивать их количество.
В то же время, CRM — это не просто база данных клиентов. Система может решать множество других задач.
- Управление задачами и проектами. CRM-система может сама ставить задачи менеджерам, в итоге никакая заявка не потеряется, у каждой есть ответственный.
- Мониторинг kpi: система оценивает эффективность работы отдела продаж и каждого менеджера.
- Запись клиентов на услуги, можно подключить автоматическую.
- Конструктор документов, создание онлайн-отчётов. Все документы, договоры и соглашения всегда под рукой у менеджера. Несколько кликов, и документ под конкретного клиента готов. Также этот процесс можно автоматизировать и полностью исключить из процедуры человека.
- Управление финансами. CRM может помочь отслеживать финансовые потоки, прогнозировать выручку, контролировать оплату счетов.
- Оптимизация маркетинга. CRM помогает проанализировать воронку продаж, ее эффективность, продажи. Она сегментирует заказчиков, создает индивидуальные предложения, считает стоимость привлечения клиента и средний чек, оценивает результаты рекламных кампаний и эффективность продаж, анализирует аудиторию и выявляет проблемы на любом этапе воронки.
- Интеграция с почтой, телефонией, соцсетями, sms и e-mail-рассылкой, а также с системами бухучета и другими сервисами.
В общем, это полная автоматизация бизнес-процессов, что позволяет экономить время на повторяющихся действиях, например, на сортировке и регистрации заявок, выставлении счетов, оформлении документов. Это, в свою очередь, помогает избегать ошибок, исключая человеческий фактор.
В каких сферах бизнеса нужна CRM-система?
Любой ли бизнес сможет решить свои задачи с помощью внедрения CRM? Например, если вы не заинтересованы в выстраивании долгосрочных отношений с клиентами, не звоните и не пишете писем, не отправляете sms-уведомлений, то CRM вам ни к чему. Но даже бизнесу, построенному на личных знакомствах, может пригодиться такая система. Например, она подскажет, когда у партнера день рождения, сохранит итоги встречи, зафиксирует договоренности, запишет телефонные звонки, вовремя подготовит и отправит документ.
На самом деле, CRM-система нужна любому бизнесу, которому важно развитие, лояльность клиентов и успешные продажи. И вот, по каким направлениям система облегчит работу:
МАРКЕТИНГ
С помощью CRM можно планировать, проводить и оценивать эффективность маркетинговых кампаний. Система поможет обратиться к выбранной аудитории в нужное время, обработать маркетинговые показатели и финансовые результаты. Стоимость привлечения клиента таким образом снижается, а конверсия растет.
ПРОДАЖИ
CRM-система поможет выстроить четкий и управляемый процесс продаж.
Менеджерам станет намного проще выстраивать взаимоотношения с текущими и потенциальными клиентами, регистрировать в системе сделки, заказы, счета, договоры. Работа станет эффективнее, а отток клиентов снизится.
СЕРВИС
CRM поможет сделать обработку обращений дешевле и качественнее. В системе можно разместить базу знаний для операторов или для самообслуживания клиентов. Также возможно управление SLA и контрактами на обслуживание.
АНАЛИТИКА И ПРОГНОЗЫ
Собранные сведения помогают корректировать и прогнозировать планы сбыта. Многие системы, например, Битрикс24, формируют отчеты по разным параметрам: воронке продаж, суммам сделок, оплатам и т.п. Специальные конструкторы позволяют создавать наглядные отчеты.
Как работают CRM-системы?
Принцип работы CRM лучше всего объяснить на примере. Возьмем туристическую компанию, которая занимается бронированием туров и составлением индивидуальных маршрутов.
Потенциальный турист заходит на сайт турфирмы или на страницу в социальной сети и оставляет заявку через форму или мессенджер. Заявка сразу попадает в CRM, которая формирует по ней карточку клиента. В списке задач сразу появляется задача «Первый звонок» или «Ответ клиенту». Эта задача улетает менеджеру, который свободен или у которого меньше всего клиентов в работе. Этот менеджер получает подсказку: «Связаться с клиентом по заявке на протяжении 15 минут».
Если ответственный менеджер просрочил выполнение задачи, CRM-система автоматически отправит уведомление руководителю отдела.
При интеграции CRM с виртуальной АТС менеджер может звонить прямо из интерфейса системы, в некоторых системах, таких как Битрикс24, звонок автоматически записывается. В процессе разговора менеджер фиксирует пожелания клиента и результаты звонка в профиле клиента. Он понимает, на какой тур у клиента запрос, и начинает составлять для него подборку вариантов или индивидуальный маршрут.
Когда подборка сделана, менеджер прикрепляет ее к карточке клиента и отправляет результат клиенту, который делает выбор. Сделка переходит на следующий этап «Бронирование тура». Менеджер вновь связывается с клиентом для уточнения стоимости тура, формирует чек на оплату. После оплаты брони, клиент получает все подтверждения и документы.
Но контакт с клиентом на этом не заканчивается. Турагент может поставить себе задачу или запрограммировать систему, чтобы за несколько дней до тура вновь связаться с клиентом, напомнить ему о времени вылета и необходимых вещах в путешествии. Это будет выражением заботы и поддержит лояльность клиентов. К такому турагенту захочется вернуться.
Также можно поставить задачу связаться с клиентами по возвращении и спросить их впечатления. Постоянный контакт обеспечивает возвращаемость клиентов, а поддерживать его легко можно с помощью автоматизации сообщений и задач в CRM.
При следующем обращении клиента в его карточке будет зафиксирован весь процесс взаимодействия: менеджеру не нужно будет мучительно вспоминать предпочтения и финансовые возможности туриста, он сможет быстрее подобрать подходящий вариант тура.
А самое главное, на протяжении всего взаимодействия менеджера с клиентом руководитель может контролировать процесс, следить, почему отпал клиент и на каком этапе, анализировать, чья вина. Также он может помогать менеджерам с проблемными клиентами.
В итоге, благодаря CRM, турагентство сможет быстрее обрабатывать заявки, сохранять лояльность клиентов, которые будут возвращаться за высоким сервисом и к внимательным менеджерам. Все это повысит продажи и приведет к масштабированию бизнеса.
Что даст внедрение CRM вашему бизнесу?
Основная цель любого бизнеса — рост прибыли, и CRM-система как раз помогает ее увеличивать. Как правило, после внедрения CRM доход компаний растет на 25%-30%, а иногда доходит и до 50%. Но это далеко не единственное преимущество внедрения системы в вашем бизнесе.
Рассмотрим главные (пункты кликабельны):
1) Повышение LTV, т.е. допродаж текущим клиентам
Во-вторых, CRM может автоматически поддерживать связь с клиентом: отправлять рекламу, e-mail, сообщения в чате и таким образом постоянно подогревать интерес и напоминать о компании.
И, в-третьих, система может автоматически напоминать менеджерам о необходимости связаться с клиентом, например, по истечении определенного времени. Так снижается количество утерянных клиентов.
2) Снижение стоимости продаж
3) Повышение лояльности клиентов
4) Создание единой базы
5) Обеспечение безопасности
6) Контроль за эффективностью
Какие бывают CRM-системы?
Как правило, каждая CRM-системы ориентируются на решение конкретных задач, и они не универсальны. В зависимости от возможностей любая CRM попадает в одну из категорий:
Операционная
Регистрирует заявки, выставляют счета, хранит и систематизирует информацию по клиентам и заказам, напоминает о заданиях и фиксируют их выполнение. Лучше всего такие системы подойдут отделам продаж: они хранят историю действий клиента и его движение по воронке продаж.
Аналитическая
Не только регистрирует заявки и взаимодействие с клиентами, но и анализируют продажи на всех этапах, качество источников и каналов продвижения, результаты сделок в разных сегментах. Лучше подходит для отделов маркетинга, чтобы изучать целевую аудиторию и воронку продаж.
Комбинированная
Вкоммуникации с покупателями. Например, отслеживание состояния заказа на сайте, sms-уведомления, онлайн-чаты, интеграция с социальными сетями. Самый популярный тип CRM-системы.
Отраслевая
Созданная специально для определенной сферы, например, для медицинских центров, фитнес-клубов, бьюти услуг, интернет-магазинов, школ и так далее.
Чтобы выбрать подходящую CRM-систему, нужно понять, какие задачи прежде всего нужно решить и внимательно изучить предложения на рынке.
Как выбрать CRM?
Главное при выборе — понять необходимый функционал CRM-системы и определить, какие задачи она должна решать. А чтобы оценить, какая система лучше всего справится с этими задачами и будет удобной для всех сотрудников, можно воспользоваться демо доступом, который, как правило, есть у каждой более-менее популярной CRM-системы.
И всё же, тестировать новые системы каждые две недели вряд ли будет удобно для компании, поэтому мы собрали системы, которые пользуются наибольшим успехом у пользователей и давно зарекомендовали себя на рынке.
AmoCRM
Эту систему можно освоить очень быстро: у нее простой интерфейс, понятные функции и легкий доступ ко всем действиям. Но она подходит, в первую очередь, для продаж и учета клиентов и скорее будет удобна малому бизнесу. Здесь не получится глубоко анализировать бизнес-процессы, организовывать совместную работу, как в Битрикс24.
мегаплан
Эта CRM-система хорошо помогает организовать рабочий процесс на аутсорсе. У нее простой интерфейс и удобный функционал. Но система не универсальна: больше подходит для крупных компаний. Сам Мегаплан позиционирует себя как CRM для производственных, строительных и рекламных компаний.
Вывод
CRM-системы — без преувеличения сердце любого продвинутого бизнес-проекта. Они позволяют компании не оказаться за бортом, не утонуть в рутине и быстрее добиваться поставленных целей. В мире, где интенсивно развиваются ИТ-технологии, внедрение CRM — не блажь или приятный бонус, а необходимость и мощное конкурентное преимущество.
Задумываетесь о внедрении CRM? Наша компания поможет внедрить самую популярную и продвинутую систему на рынке — Битрикс24. Поможем настроить систему под задачи вашего бизнеса, расширить функциональность, обучим работе с Битриксом и поможем вывести бизнес на новый уровень.