Главная \ Блог \ CRM-системы

CRM-системы: назначение, особенности и преимущества

CRM-система расшифровывается как Customer Relationship Management, т.е. система управления взаимоотношениями с клиентами. Она хранит всю информацию о клиентах и заказах, структурирует ее, оптимизирует процессы, помогает повысить продажи и качество обслуживания.

А в более широком смысле, CRM-система — это возможность свести к минимуму рутину и автоматизировать основные бизнес-процессы.

  • Любому ли бизнесу подойдет использование CRM-системы?
  • Какие задачи она может закрыть?
  • И как выбрать и внедрить такую систему в своем бизнесе?

Ответим в этом материале. 

CRM системы

Что такое CRM и какие задачи она решает?

CRM-система — это инструмент, позволяющий заменить бесконечные таблички в Excel, мессенджеры, папки с документами одним сервисом, доступ к которому может иметь любой сотрудник, вне зависимости от местонахождения.

Любая базовая CRM-система позволяет хранить данные клиентов. Вся информация собрана и структурирована в одной карточке. Это значит, что при повторном обращении клиента у менеджера перед глазами сразу будет вся его история: созвоны, заявки, сделки, покупки. Карточка фиксирует все виды взаимодействия клиента с компанией: в чате на сайте, по телефону, в соцсетях, через email и т.д. И все обращения клиента объединены в одну историю.

Так CRM позволяет экономить время менеджеров: им не нужно вручную заполнять историю клиентов в таблицах, весь процесс автоматизирован. Эта экономия позволяет уделять больше времени клиентам и увеличивать их количество.

В то же время, CRM — это не просто база данных клиентов. Система может решать множество других задач.


  • Управление задачами и проектами. CRM-система может сама ставить задачи менеджерам, в итоге никакая заявка не потеряется, у каждой есть ответственный.
  • Мониторинг kpi: система оценивает эффективность работы отдела продаж и каждого менеджера.
  • Запись клиентов на услуги, можно подключить автоматическую.
  • Конструктор документов, создание онлайн-отчётов. Все документы, договоры и соглашения всегда под рукой у менеджера. Несколько кликов, и документ под конкретного клиента готов. Также этот процесс можно автоматизировать и полностью исключить из процедуры человека.
  • Управление финансами. CRM может помочь отслеживать финансовые потоки, прогнозировать выручку, контролировать оплату счетов.
  • Оптимизация маркетинга. CRM помогает проанализировать воронку продаж, ее эффективность, продажи. Она сегментирует заказчиков, создает индивидуальные предложения, считает стоимость привлечения клиента и средний чек, оценивает результаты рекламных кампаний и эффективность продаж, анализирует аудиторию и выявляет проблемы на любом этапе воронки.
  • Интеграция с почтой, телефонией, соцсетями, sms и e-mail-рассылкой, а также с системами бухучета и другими сервисами. 

В общем, это полная автоматизация бизнес-процессов, что позволяет экономить время на повторяющихся действиях, например, на сортировке и регистрации заявок, выставлении счетов, оформлении документов. Это, в свою очередь, помогает избегать ошибок, исключая человеческий фактор.

В каких сферах бизнеса нужна CRM-система?

Любой ли бизнес сможет решить свои задачи с помощью внедрения CRM? Например, если вы не заинтересованы в выстраивании долгосрочных отношений с клиентами, не звоните и не пишете писем, не отправляете sms-уведомлений, то CRM вам ни к чему. Но даже бизнесу, построенному на личных знакомствах, может пригодиться такая система. Например, она подскажет, когда у партнера день рождения, сохранит итоги встречи, зафиксирует договоренности, запишет телефонные звонки, вовремя подготовит и отправит документ.

На самом деле, CRM-система нужна любому бизнесу, которому важно развитие, лояльность клиентов и успешные продажи. И вот, по каким направлениям система облегчит работу: 

МАРКЕТИНГ

С помощью CRM можно планировать, проводить и оценивать эффективность маркетинговых кампаний. Система поможет обратиться к выбранной аудитории в нужное время, обработать маркетинговые показатели и финансовые результаты. Стоимость привлечения клиента таким образом снижается, а конверсия растет.

ПРОДАЖИ

CRM-система поможет выстроить четкий и управляемый процесс продаж.
Менеджерам станет намного проще выстраивать взаимоотношения с текущими и потенциальными клиентами, регистрировать в системе сделки, заказы, счета, договоры. Работа станет эффективнее, а отток клиентов снизится.

СЕРВИС

CRM поможет сделать обработку обращений дешевле и качественнее. В системе можно разместить базу знаний для операторов или для самообслуживания клиентов. Также возможно управление SLA и контрактами на обслуживание.

АНАЛИТИКА И ПРОГНОЗЫ

Собранные сведения помогают корректировать и прогнозировать планы сбыта. Многие системы, например, Битрикс24, формируют отчеты по разным параметрам: воронке продаж, суммам сделок, оплатам и т.п. Специальные конструкторы позволяют создавать наглядные отчеты.

Как работают CRM-системы?

Принцип работы CRM лучше всего объяснить на примере. Возьмем туристическую компанию, которая занимается бронированием туров и составлением индивидуальных маршрутов.

Потенциальный турист заходит на сайт турфирмы или на страницу в социальной сети и оставляет заявку через форму или мессенджер. Заявка сразу попадает в CRM, которая формирует по ней карточку клиента. В списке задач сразу появляется задача «Первый звонок» или «Ответ клиенту». Эта задача улетает менеджеру, который свободен или у которого меньше всего клиентов в работе. Этот менеджер получает подсказку: «Связаться с клиентом по заявке на протяжении 15 минут».

Если ответственный менеджер просрочил выполнение задачи, CRM-система автоматически отправит уведомление руководителю отдела.

При интеграции CRM с виртуальной АТС менеджер может звонить прямо из интерфейса системы, в некоторых системах, таких как Битрикс24, звонок автоматически записывается. В процессе разговора менеджер фиксирует пожелания клиента и результаты звонка в профиле клиента. Он понимает, на какой тур у клиента запрос, и начинает составлять для него подборку вариантов или индивидуальный маршрут.

Когда подборка сделана, менеджер прикрепляет ее к карточке клиента и отправляет результат клиенту, который делает выбор. Сделка переходит на следующий этап «Бронирование тура». Менеджер вновь связывается с клиентом для уточнения стоимости тура, формирует чек на оплату. После оплаты брони, клиент получает все подтверждения и документы.

Но контакт с клиентом на этом не заканчивается. Турагент может поставить себе задачу или запрограммировать систему, чтобы за несколько дней до тура вновь связаться с клиентом, напомнить ему о времени вылета и необходимых вещах в путешествии. Это будет выражением заботы и поддержит лояльность клиентов. К такому турагенту захочется вернуться.

Также можно поставить задачу связаться с клиентами по возвращении и спросить их впечатления. Постоянный контакт обеспечивает возвращаемость клиентов, а поддерживать его легко можно с помощью автоматизации сообщений и задач в CRM.

При следующем обращении клиента в его карточке будет зафиксирован весь процесс взаимодействия: менеджеру не нужно будет мучительно вспоминать предпочтения и финансовые возможности туриста, он сможет быстрее подобрать подходящий вариант тура.

А самое главное, на протяжении всего взаимодействия менеджера с клиентом руководитель может контролировать процесс, следить, почему отпал клиент и на каком этапе, анализировать, чья вина. Также он может помогать менеджерам с проблемными клиентами.

В итоге, благодаря CRM, турагентство сможет быстрее обрабатывать заявки, сохранять лояльность клиентов, которые будут возвращаться за высоким сервисом и к внимательным менеджерам. Все это повысит продажи и приведет к масштабированию бизнеса. 

Что даст внедрение CRM вашему бизнесу?

Основная цель любого бизнеса — рост прибыли, и CRM-система как раз помогает ее увеличивать. Как правило, после внедрения CRM доход компаний растет на 25%-30%, а иногда доходит и до 50%. Но это далеко не единственное преимущество внедрения системы в вашем бизнесе.

Рассмотрим главные (пункты кликабельны):

1) Повышение LTV, т.е. допродаж текущим клиентам

Этого можно достигнуть, во-первых, благодаря высокому качеству сервиса: когда менеджер быстро выходит на связь, не переспрашивает по несколько раз, потому что у него перед глазами вся история клиента, оперативно отвечает на запрос.

Во-вторых, CRM может автоматически поддерживать связь с клиентом: отправлять рекламу, e-mail, сообщения в чате и таким образом постоянно подогревать интерес и напоминать о компании.

И, в-третьих, система может автоматически напоминать менеджерам о необходимости связаться с клиентом, например, по истечении определенного времени. Так снижается количество утерянных клиентов. 

2) Снижение стоимости продаж

Снижение стоимости продаж. Если количество потерянных клиентов снижается, то снижается и стоимость продаж. Менеджерам приходится предпринимать меньше действий для поддержания связи с клиентами, т.к. многие из них можно автоматизировать. А значит, они тратят меньше ресурсов на каждого клиента и могут взаимодействовать с большим количеством потенциальных покупателей.

3) Повышение лояльности клиентов

Всё вышесказанное подтверждает, что взаимодействие клиентов с компанией становится проще и оперативнее. Клиентам нравится, когда связь быстрая, а сервис на высоте. CRM помогает это обеспечить. А дополнительные рассылки, своевременные созвоны будут восприниматься как проявления внимания, что очень важно при построении доверительных отношений.

4) Создание единой базы

CRM позволит бизнесу хранить всю необходимую информацию в одном месте: заказчики, контрагенты, полезная информация для менеджеров, — это удобный электронный архив с мгновенным доступом к необходимой информации.

5) Обеспечение безопасности

Работа отдела продаж и маркетинга — это коммерческая тайна. Контакты клиентов и детали договоров должны быть строго конфиденциальны. CRM-системы дают возможность настраивать разные уровни доступа (подчиненный, начальник отдела, директор, администратор и т. д.).

6) Контроль за эффективностью

Благодаря CRM, руководство сможет правильно оценить эффективность каждого сотрудника. Не в общих цифрах, а в подробном ответе, сформированном автоматически. CRM рассчитывает показатели эффективности для каждого менеджера и составляет по ним сводный рейтинг.

Какие бывают CRM-системы?

Как правило, каждая CRM-системы ориентируются на решение конкретных задач, и они не универсальны. В зависимости от возможностей любая CRM попадает в одну из категорий:

Операционная

Регистрирует заявки, выставляют счета, хранит и систематизирует информацию по клиентам и заказам, напоминает о заданиях и фиксируют их выполнение. Лучше всего такие системы подойдут отделам продаж: они хранят историю действий клиента и его движение по воронке продаж.

Аналитическая

Не только регистрирует заявки и взаимодействие с клиентами, но и анализируют продажи на всех этапах, качество источников и каналов продвижения, результаты сделок в разных сегментах. Лучше подходит для отделов маркетинга, чтобы изучать целевую аудиторию и воронку продаж. 

Комбинированная

Вкоммуникации с покупателями. Например, отслеживание состояния заказа на сайте, sms-уведомления, онлайн-чаты, интеграция с социальными сетями. Самый популярный тип CRM-системы. 

Отраслевая

Созданная специально для определенной сферы, например, для медицинских центров, фитнес-клубов, бьюти услуг, интернет-магазинов, школ и так далее.

Чтобы выбрать подходящую CRM-систему, нужно понять, какие задачи прежде всего нужно решить и внимательно изучить предложения на рынке.

Как выбрать CRM?

Главное при выборе — понять необходимый функционал CRM-системы и определить, какие задачи она должна решать. А чтобы оценить, какая система лучше всего справится с этими задачами и будет удобной для всех сотрудников, можно воспользоваться демо доступом, который, как правило, есть у каждой более-менее популярной CRM-системы.

И всё же, тестировать новые системы каждые две недели вряд ли будет удобно для компании, поэтому мы собрали системы, которые пользуются наибольшим успехом у пользователей и давно зарекомендовали себя на рынке.  

Битрикс24

Российский сервис, обладающий всеми инструментами для организации работы компании от А до Я. При этом Битрикс24 универсален: он подходит и для малого, и для среднего, и для крупного бизнеса, для решения как маркетинговых задач, так и для управления отделом продаж.

В Битрикс24 очень удобный и интуитивно понятный интерфейс, а значит её внедрение происходит быстро и безболезненно для сотрудников. Сервис легко масштабировать, увеличивая количество модулей и добавляя неограниченное количество сотрудников (в платной версии).

Также Битрикс24 поддерживает множество интеграций, например, с сервисами аналитики, с онлайн-кассами, телефонией и с «1С-Предприятие».

Познакомьтесь подробнее со всем функционалом сервиса в материале «Битрикс24: переведите весь бизнес в онлайн-офис» и воспользуйтесь услугами нашей компании для его быстрого и удобного внедрения.

интерфейс crm Битрикс24
интерфейс amocrm
AmoCRM

Эту систему можно освоить очень быстро: у нее простой интерфейс, понятные функции и легкий доступ ко всем действиям. Но она подходит, в первую очередь, для продаж и учета клиентов и скорее будет удобна малому бизнесу. Здесь не получится глубоко анализировать бизнес-процессы, организовывать совместную работу, как в Битрикс24.

интерфейс crm мегаплан
мегаплан

Эта CRM-система хорошо помогает организовать рабочий процесс на аутсорсе. У нее простой интерфейс и удобный функционал. Но система не универсальна: больше подходит для крупных компаний. Сам Мегаплан позиционирует себя как CRM для производственных, строительных и рекламных компаний.

Вывод

CRM-системы — без преувеличения сердце любого продвинутого бизнес-проекта. Они позволяют компании не оказаться за бортом, не утонуть в рутине и быстрее добиваться поставленных целей. В мире, где интенсивно развиваются ИТ-технологии, внедрение CRM — не блажь или приятный бонус, а необходимость и мощное конкурентное преимущество.

Задумываетесь о внедрении CRM? Наша компания поможет внедрить самую популярную и продвинутую систему на рынке — Битрикс24. Поможем настроить систему под задачи вашего бизнеса, расширить функциональность, обучим работе с Битриксом и поможем вывести бизнес на новый уровень.